Святые покровители Ташкента.

В Ташкенте священные места, связанные с именами легендарных подвижников ислама, расположены не только среди архитектурных достопримечательностей исторического центра. Часто они находятся в самой гуще типовых многоэтажных застроек, окруживших средневековый город

Массив Чилонзар

Сплетение будничной жизни окраин современного мегаполиса с удивительными преданиями старины порождает не броскую, неотразимую атмосферу на Чиланзаре - спальном массиве, возникшем в 60-х годах прошлого века на месте загородных полей, фруктовых садов и заболоченных низин. Почти на каждом шагу здесь можно наткнуться на символы и загадки сакральной истории, обычно скрытые от внимания за чередой повседневных дел, но не потускневших в народной памяти. Ташкент Мавзолей Чапан-Ота в двух минутах ходьбы от Фархадского рынка, представляет собой памятник чудесному событию. Согласно преданию, святой наставник суфизма Чапан-Ота, почитаемый во многих уголках Центральной Азии как покровитель пастухов и овечьих стад, ударом своего посоха выпустил из недр земли животворный родник, напоивший людей и животных. Позже на этом месте выросла роща орешин, под сенью которых находили отдых купеческие караваны и собирались странствующие дервиши.

Легенда описывает распространенный в истории края случай, когда древнее капище, которому поклонялись задолго до распространения ислама, с помощью мудрецов суфизма было превращено в мазар или «кадам жой» - место, связанное с культом мусульманского святого.

В трех километрах к северу от Чапанаты, как до сих пор называется местность, лежат руины древней крепости Ак-Тепе, с V века нашей эры служившей одним из главных храмов религии огнепоклонников в оазисе Чача и разрушенной во времена арабских завоеваний. По мнению некоторых исследователей, на Ак-Тепе существовал культ Сиявуша - божества умирающей и воскресающей природы. Языческое святилище стало запретным для мусульман, превратившись в голый глиняный холм.
Но священная роща была освоена традицией суфизма с помощью чуда, напоминающего о подвигах Моисея в Синайской пустыне. Легко допустить, что шейх Чапан-Ота в действительности мог выпустить из земли родник, если был «лозоходцем». Подземные воды на Чиланзаре до сих пор залегают очень близко к поверхности, что затрудняет прокладку подземных коммуникаций. Pоща могучих орешин просуществовала вокруг мазара Чапан-Оты вплоть до 70-х годов XX века, окруженная панельными домами 13-го и 14-го кварталов Чиланзара.

Среди архитектурных памятников Ташкента миниатюрный мавзолей Чапан-Ота выделяется интересным декором кирпичной кладки «в елочку». Принято считать, что он был построен в XV веке по распоряжению правителя Самарканда Мирзо Улугбека. Настоящая могила шейха Чапан-Ота находится на вершине одного из холмов, окружающих Самарканд, где этому святому приписывают спасение от вражеского нашествия. Будто бы Чапан-Ота, услышав мольбы мусульман, прилетел вместе с целой горой из далекой Сирии, опустив ее прямо на войско неверных, осаждавших город. Спустя столетия Улугбек, услышав о другом чуде, совершенном легендарным святым под Ташкентом, приказал отправить караван верблюдов со строительными материалами для возведения мавзолея.

Не исключено, что Улугбек, трижды посещавший Ташкент (в 1416, 1419 и 1425 году), мог принять такое решение, подражая деяниям своего великого деда Амира Темура, построившего вблизи Ташкента знаменитый мавзолей Занги-Ота. У молодого правителя Самарканда, как известно, были не очень хорошие отношения с ташкентской аристократией из дома ханов Моголистана, поэтому он мог построить мавзолей Чапан-Ота и из политических соображений, чтобы завоевать симпатии простого народа и мусульманского духовенства.

Фигуры святых Чапан-Ота и Занги-Ота, помимо того, что оба считаются покровителями пастухов, сближает и то, что они могли быть вполне реальными историческими личностями, но их культы вобрали в себя элементы множества народных мифов, включая предания до мусульманской эпохи. Еще один покровитель скотоводства - Куйлюк-Ота жил у южных окраин Ташкента на берегу реки Чирчик, где сохранился его мавзолей, а окружающий жилой массив до наших дней называется Куйлюк.

Многие священные места Ташкента овеяны легендами, выявить реальную историческую подоплеку которых сегодня не просто. Ташкент Например, расположенный в километре к востоку от Ак-Тепе, мавзолей Ходжа Аламбардор на старинном Камаланском кладбище у границ средневекового города и загородных земель Чиланзара, посвящен святому, который умер в X веке и, по преданию, был сподвижником Абу Бакра Каффаля Шаши. Но прозвание Аламбардор - Знаменосец - тремя веками раньше носил один из сподвижников самого пророка Мухаммада. Историки затрудняются утверждать, кто именно похоронен в мавзолее у Камаланских ворот, который, как показали исследования, был построен на месте древних захоронений сравнительно недавно - в начале XIX века

До сих пор в устных преданиях господствует мифологическое сознание, нанизывающее разные факты на стержень сакрального смысла, от чего место, однажды выбранное для почитания, уже никогда не отодвигается на задворки народной памяти

По прихоти истории, именно Камаланские ворота стали географической точкой, где городская культура исламского Мовароуннахра впервые столкнулась с военной мощью европейской цивилизации. В 1865 году экспедиционный корпус генерал-майора Михаила Григорьевича Черняева, пришедший со стороны Чимкента, после неудачной попытки первого штурма Ташкента предпринял обходной маневр, используя загородные сады Чиланзара как укрытие.

Имея под своим командованием не больше двух тысяч солдат и 12 полевых орудий, Черняев опасался штурмовать город со стотысячным населением, хорошо укрепленными стенами, 60 пушками и тридцатью тысячами вооруженных защитников. Но захватить Ташкент ему было необходимо, поскольку это позволяло создать удобный плацдарм в густо населенном и плодородном оазисе, откуда Pоссийская Империя могла бы осуществлять экспансию в Ферганскую долину, вниз по течению Сырдарьи и в направлении Самарканда и Бухары.

Заняв высоту Ногайкурган (в районе нынешнего Катартала), Черняев решил под покровом темноты через сады Чиланзара подвести основные силы к Камаланским воротам, организовав одновременную отвлекающую атаку Кокандских ворот со стороны Куйлюка.

14 июля в 2 часа ночи первая колонна в 1000 штыков подошла к городским стенам, сняв штурмовые лестницы с верблюдов, и начала внезапный штурм. Гарнизон и орудия защитников были рассредоточены по всему периметру городских стен, и их не возможно было быстро собрать в одном месте. К утру русские войска были внутри Ташкента, охватив город полукольцом от Камаланских до Карасарайских ворот, и заняв Дархан - крепость кокандских правителей на берегу канала Анхор.

Бои продолжались до 16 июля 1865 года. 17-июля генерал принял золотые ключи от двенадцати главных ворот Ташкента. После чего с конвоем всего из пяти казаков объехал главные улицы, посетил базары, а вечером отправился в узбекскую баню, чтобы такой демонстрацией личной смелости окончательно обезоружить горожан и вселить в них ощущение необратимости произошедших перемен.

При штурме Ташкента русские войска потеряли 25 человек убитыми, часовня в память о которых сохранилась до наших дней рядом с Камаланским кладбищем на улице Офтоб. Хотя, разумеется, сегодня на ней нет мемориальной таблички.

Чилонзар или Чинорзор

Недалеко от станции метро «Чиланзар», на улице Катартал посередине оживленной автострады расположен маленький круглый парк, где под сенью чинар стоит приземистый мавзолей и мечеть с традиционным водоемом - хаузом. Ташкент Этот памятник носит название Ишан Хайрабад, и был построен в XVIII веке на могиле святого, о котором сегодня мало что известно. Легенда говорит, что некоему ногаю Хайрабаду во сне послышался голос: «Завтра к порогу твоего дома придет чудесный белый верблюд. Садись на него, и пусть он идет, куда глаза глядят, а когда остановится и ляжет - это будет место твоего процветания и служения Всевышнему».

Пересекающая весь Чиланзар, улица Катартал, что значит тополиная аллея, действительно возникла в XVIII веке, как продолжение улицы Самарканд-Дарбаза, но тогда ее окружали лишь небольшие загородные селения, разбросанные вдоль караванного пути из Самарканда и Бухары. Ближе к городу они утопали в густых фруктовых садах, а на юго-западе, в стороне Чапанаты, терялись среди глубоких оврагов, курганов и тугайных зарослей на берегах мелких озер. В конце XIX века здесь еще водились тигры, один из которых, бродивший у Бешагачских ворот, доставлял сильное беспокойство жителям Ташкента, боявшимся выходить за городские стены на заготовку хвороста. В январе 1879 года по свежему снегу зверь был выслежен смелыми охотниками во главе с бием поселка Зангиота, но неожиданно прыгнул на них из засады. Шомпольные ружья оказались бесполезными. Огромный тигр задрал сельского старосту насмерть и тяжело ранил еще двух охотников. В 1882 году борьбу с тиграми-людоедами под Ташкентом возглавил основатель Туркестанского охотничьего общества Е.Т. Смирнов, организовавший грандиозные облавы с участием местных жителей и регулярных войск.

Европейская застройка Чиланзара началась с 1956 года к югу от Бешагача, вдоль улицы Байналмилал (Интернационал, до 1945 г - Еттитерак), улиц Чиланзар и Мукими, где были построены первые многоэтажные здания. Катастрофическое землетрясение 1966 заставило изменить прежний план реконструкции города. Обширные загородные пустоши за пару лет были плотно застроены крупнопанельными, устойчивыми к сейсмическим сотрясениям типовыми домами, в которых получили жилье не только коренные ташкентцы, но и осело большинство строителей, приехавших на восстановление Ташкента из всех республик СССP.

С 1971 года официально открылся Фархадский базар, с тех пор получивший репутацию самого дешевого продуктового рынка в городе из-за близости к сельскохозяйственным угодьям. 7 ноября 1977 года была торжественно открыта Чиланзарская линия метро, окончательно сделавшая спальный район частью большого Ташкента, не особенно отдаленной от административного центра. В этом же году Чиланзар был «разукрупнен». Кварталы к югу от Чапанаты и массив Алгоритм объединили с махаллей Бирлик с массивом Бешкайрагач, назвав новый район именем национал-большевика Акмаля Икрамова, расстрелянного в годы сталинских репрессий.

6 мая 2005 года Сенат Узбекистана принял решение переименовать Акмал-Икрамовский район Ташкента в Учтепинский. Историческая достоверность названия была подтверждена топонимической комиссией при городской администрации, обратившейся за консультацией к авторитетному историку и краеведу Борису Голендеру.

- На имеющейся у меня цветной карте Ташкента 1913 года обозначена местность Уч-тепа - Три холма, неподалеку от Чапанаты, - рассказал журналистам Борис Анатольевич Голендер. - Три высоких холма издали видели путники, приближаясь по караванной дороге из Самарканда к южным воротам Ташкента. Служившие путевым ориентиром, эти холмы просуществовали до 20-х годов прошлого века, после чего были разобраны местными жителями на кирпичи для строительства глинобитных домов.

Относительно названия самого Чиланзара в научных кругах до сих пор существуют различные, причем спорные мнения. Обычно принято связывать имя местности с легендой о святом Чиланзар-Ота, по преданию жившим в 1551-1648 годах. Ташкент О нем известно, что он был целителем, искусно лечившим множество болезней плодами чилона или унаби - лекарственной разновидности дикой джиды, чьи терпкие оранжевые ягоды напоминают маленькие финики. Святой засадил все окрестности кустами чилона, от чего местность стали называть Чилонзар. Мавзолей Чиланзар-Ота на улице Чиланзар, рядом с киностудией Узбекфильм, был построен в начале XX века, а усыпальница святого реконструирована энтузиастами в наши дни.

Борис Голендер считает, что название Чилонзар могло произойти от Чинорзор - сад прекрасных чинар, при небрежном переписывании старинных рукописей, поскольку арабское начертание этих слов очень схоже. Свое мнение краевед основывает на книге «Ташкентские махалля и мауза». Она была написана Николаем Гурьевичем Малицким, который с 1907 года дважды избирался Городским Головой Ташкента, а после революции посвятил жизнь этнографическим исследованиям и физико-географическому описанию Узбекистана и в 1945 году получил степень доктора исторических наук.

Другой точки зрения придерживается исследователь фольклора и народных преданий, доцент узбекской филологии Ташкентского госуниверситета Омонулла Мадаев. По его мнению, Чиланзар на одном из местных диалектов, означает не только заросли чилона, но и вообще «отброшенные», находящиеся за межой земли, какими и были в свое время заболоченные пустоши к юго-западу от средневекового Ташкента.

Мавзолей Занги-ота

Мавзолей Занги-Ота (Зангиата) находится в одноименном поселке, расположенном к юго-западу от столицы Узбекистана. В мавзолее погребены мусульманский святой шейх Ай-Ходжа по прозвищу Занги-Ота и его жена Амбар Биби. Шейх получил прозвище Занги-Ота – «Темный отец» за вой цвет кожи. Мавзолей был построен по указанию Амира Темура (Тамерлана).

Ташкент По легенде, сначала Тамерлан хотел построить мавзолей Ахмаду Яссавий – другому мусульманскому святому, однако по непонятным причинам первая возводимая стена постоянно разрушалась. Тогда Тамерлану явился во сне суфий Яссави – духовный предо всех племен Центральной Азии и посоветовал сначала возложить почести Занги-Оте.

Комплекс культово-исторических сооружений у мавзолея Занги-Ота также включает в себя мечеть-намазгох с минаретом, медресе с келейным двором и старое кладбище. В настоящее время мавзолей является одним из основных местных центров паломничества.

Мавзолей – одно из самых посещаемых святых мест Ташкента. В ташкентских семьях принято на каждый двенадцатилетний цикл по восточному календарю («muchal yili»), то есть когда кому-то из членов семьи исполняется 12, 24, 36 и более лет – нести в Занги-ату благотворительный дар. Обычно такой набор включает в себя два метра белой материи, белый платок, пачку чая, килограмм рафинада и всё для приготовления плова: рис, мясо, масло, морковь, лук и четыре лепешки.

Важно знать!  После обретения Узбекистаном национального суверенитета власти независимого государства начали искоренять советскую символику в названиях городов, районов и улиц. Процесс продолжается до сих пор, причем топонимическая политика, к счастью, чаще отдает предпочтение не новым символам, а наиболее старым и традиционным названиям.
Источник информации: Сайт Фергана
Считаете информацию полезной? Поделитесь с друзьями в соц. сетях, выскажете свое мнение в комментариях.

Внимание! Остались вопросы после прочтения статьи или есть что сказать? Оставляйте свои комментарии:

► Оставить коментарий:

Семён Семёныч: Мои лучшие годы прошли в Ташкенте на Чиланзарe...

Леонид Пивторак (Администратор.)
Ок

Pубрики:


^НАВEPХ^
Любое копирование материала без указания источника Пивторак.рф запрещено!